По словам Андрея Крупина, только 56% населения региона живут в домах с централизованной канализацией.
В Саратове процветает теневой бизнес на приеме жидких отходов. Об этом заявил член Общественной палаты Саратовской области Андрей Крупин на заседании комиссии ОПы по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям, посвященной проблеме сбора, утилизации жидких бытовых отходов (ЖБО).
По словам Андрея Крупина, только 56% населения региона живут в домах с централизованной канализацией. Выгребными ямами пользуются жители и старого жилого фонда в центре Саратова, а также окраин города. В пример общественник привел дома на Сокурском тракте.
Действующим законодательством не предусмотрено заключение договоров между собственниками жилья и УК, либо компаниями, которые занимаются вывозом или утилизацией жидких отходов. Поэтому чаще всего ЖБО сливаются в овраги, лесопосадки, попадают в водные объекты. В Общественную палату региона поступают десятки подобных сообщений.
"Не ведется учет данных отходов, а также нет контроля над условиями их сбора, накопления, утилизации, - отметил Андрей Крупин. – В Саратове процветает теневой бизнес по сбору у населения ЖБО, хотя это незаконное предпринимательство, поскольку на данный вид деятельности нужна лицензия.
Я с помощниками пытался обзвонить несколько компаний в городе, которые могли бы легально сдать ЖБО, но у нас этого не получилось. Получается, отходы на утилизацию нужно везти в соседний регион, при этом транспортные издержки будут при этом колоссальные".
Участники заседания отметили, что в областном центре недостаточно сливных станций, точек сбора жидких отходов. Даже "КВС" заключила договора с двумя предприятиями на прием ЖБО. В городе только две лицензированные копании принимают хозяйственно-бытовые стоки, которые затем поступают на очистные сооружения.
"Мы прорабатывали вопрос со строительством сливных станций, - пояснила представитель КВС Екатерина Грачева. - Но к ним предъявляются строгие санитарные требования: расстояние не менее 300 метров до социальных объектов и санитарная зона. Мы не нашли локацию в Саратове, которая бы подходила под все требования и была бы возможность подключения к централизованной канализации. Строительство одной точки стоит около 20 миллионов рублей".
По словам председателя комитета по ЖКХ администрации Саратова, Натальи Даниленко, в городе ЖБО принимает МБУ "СпецАТХ" около Воскресенского кладбища. Кроме того, частная компания "Стройиновация" несколько лет назад построила на улице Прудовой в Заводском районе еще одно место сбора жидких отходов.
Между тем в Энгельсе таких точек три. Более 100 машин перевозят отходы, администрация района заключила на транспортировку ЖБО. Точки сброса оборудованы камерами видеонаблюдения, деятельность перевозчиков контролируется. Но средств на строительство новых сливных станций в местном бюджете нет.
Начальник межрегионального управления Росприродназора Олег Медведев отметил, ни в Саратове, ни в Энгельсе нет ни одной точки сбора ЖБО, которая имела бы лицензию на их обезвреживание и обработку. И принятие мер реагирования не решит эту проблему.
По словам общественницы Натальи Караман, вопрос с легализацией сбора ЖБО решится тогда, когда будет развиваться централизованная сеть канализации в частном секторе: "За окном третье тысячелетие, а в домах отсутствует канализация. Можно потребовать от частника оформить лицензию. Бумажка лишь только прикроет его от штрафа. Но от этого в областном центре не появятся новые точки сброса отходов и не станут выполняться другие требования законодательства".
Фото автора