Детская любознательность не знает границ. В Саратове учащиеся школы №9 Волжского района, посещающие проект «Мультишкола#64», хотят подробнее изучить тему мультфильмов и всего, что с ними связано. Их интересует не только особенность этого жанра, но и его развитие, восприятие «мультиков» взрослой аудиторией, тайны их создания. Свои вопросы школьники адресовали известным режиссерам-мультипликаторам Наталье Березовой (Н.Б.) из России и Гарри Флоссеру (Г.Ф.) из Германии.
Какие отечественные школы существуют сегодня в мультипликации? В чем их различие? Чем похожи?
Н.Б.: Школ анимации сейчас очень много. Недавно Суздальский фестиваль сделал
каталог известных на сегодня школ и курсов. Отличаются они программами подготовки. Например, во ВГИКе есть уже устоявшиеся планы обучения, а где-то мастер, который ведет курс, определяет количество уроков, которые преподает. Некоторые из них, кроме узкого-специального образования, дают еще и общее высшее образование с педагогическим уклоном.
Что такое авторская мультипликация?
Н.Б.: Это фильмы, автором которых является человек, исполняющий их. Это, как правило, фильм, где режиссер сам выбирает идею и дизайн для ее исполнения, а также свой киноязык, на котором он это рассказывает.
Г.Ф.: Это все, что делается вне большой студии, с небольшим бюджетом и с небольшой командой, часто одним человеком (автором) и преобладает, в основном, в коротком метре, т.е. фильмах не более 50 минут. В среднем5-15 минут. Авторская анимация ближе к искусству. Потому что искусство - это когда вы делаете то, что вас не просили. Авторская анимация - это что вы думаете и делаете каждодневно, это то, что ближе к сердцу. Но задача все равно у всех одна: завоевать внимание и сердца зрителей.
Почему взрослые любят мультфильмы?
Н.Б.: Взрослые любят мультфильмы за удовольствие, которое можно от них получить. Как музыку, книги и так далее.
Г.Ф.: Потому что взрослые хотят побыть детьми. Забыть хоть на эти пару минут про свои заботы и хлопоты.
Традиции каких мультипликаторов оказали самое сильное влияние на современную мультипликацию?
Г.Ф.:
Уолт Дисней,
Александр Татарский,
Хаяо Миядзаки,
Бруно Боццетто.
Назовите мультфильмы, которые, на ваш взгляд, сыграли важную роль в становлении отечественной мультипликации?
Н.Б.: Я бы назвала такие мультфильмы, как «История одного преступления», «Жил-был Пес», «Сказка сказок».
Каковы основные темы современных мультфильмов?
Г.Ф.: Все темы одинаково важны. Любовь, страсти людские, приключения, эксперименты. Полнейшая свобода! Анимация позволяет сделать все, что угодно.
Есть ли у современных мультфильмов какие-то общие черты? Если да, то какие?
Н.Б.: Современная анимация очень разная. От традиционных детских сериалов до смелых арт-экспериментов. Можно сказать, что мультфильмы есть на любой вкус.
Что вам нравится больше: смотреть мультфильмы или создавать их? Почему?
Н.Б.: Скорее всего, мне больше нравится делать мультфильмы, потому что в моей жизни это занимает большую часть времени.Мне очень нравится процесс создания мультфильма на всех его стадиях.
Г.Ф.: Создавать - это как быть в моменте настоящего. В этом все волшебство. Ты не знаешь до конца, как все случится.А готовый мультфильм - это лишь отпечаток всего творческого процесса. Если фильм получился, его можно пересмотреть, но вспоминать будешь все равно моменты создания, споры, озарения.
Кого создавать сложнее: добрых персонажей или злодеев?
Г.Ф.: Добрых сложнее. Я ребенком любил волка из «Ну, погоди!» и всегда жалел того художника, которому пришлось оживлять зайца.
Какой тип мультфильмов вам кажется самым сложным?
Г.Ф.: Простых мультфильмов не бывает. Это всегда тяжелый труд. Знайте: чем легче и смешнее выглядит на экране мультфильм, тем больше усилий он стоил его создателям.
Как создают мультфильмы с компьютерной графикой? Можно ли сказать, что они вытесняют рисованные и кукольные мультики?
Г.Ф.: Компьютерная графика говорит сама за себя: там используют целые фермы серверов для рендеринга готового материала, картинку за картинкой, от двадцати пяти до ста картинок в секунду.Это восхитительное искусство, где создаются новые вселенные со всеми физическими эффектами, как в нашем реальном мире, и это очень трудоемкое производство. Но это, с другой стороны, всего лишь еще один вид современного искусства.
А рисованные и кукольные мультики будут и дальше существовать. Технологии будут меняться: я тоже застал эпоху, когда все рисовалось на бумаге и снималось на кинопленку, как при Диснее, а теперь все цифровое. Инструменты поменялись, но мозги и руки пока еще все также важны. Например, кукольная анимация переживает серьезный ренессанс. Возьмите хотя бы того же
Тима Бертона: «Кошмар перед Рождеством», «Тело невесты» или пластилиновую анимацию студии «Аардман» «Овечка Шон» и др.
Узнав секреты мастерства от профессионалов, ребята стараются воплотить свои идеи в жизнь. И согласны с мнением старших коллег, что создавать новое интереснее, чем быть просто зрителем.
Для справки:
Наталья Березовая - российский режиссер-аниматор, сценарист. С 2003 года работает на студии «Пилот». Создала несколько мультфильмов для сериала по мотивам сказок народов России «Гора Самоцветов»в сотрудничестве с Александром Татарским.
Гарри Флоссер – немецкий художник-аниматор, режиссер студии анимации Гарри Флоссера и детской студии «Световое колесо». Преподавал в Мюнхенской Академии дизайна, открыл независимую Студию анимации, разрабатывающую аудиовизуальные проекты в области науки, образования, индустрии развлечений.
Проект «Мультшкола#64» осуществляется по инициативе Фонда «Родительская лига» в рамках программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Не оступись!». Благодаря проекту ребята бесплатно получают профориентационную практику и раскрывают творческие способности.
Статью подготовили
Ольга Старкова и
Наталья Савочкина